Международная практика

Осужденному азербайджанскому журналисту присудили международную премию

В Нью-Йорке 24 ноября состоялась церемония вручения Международной премии свободы прессы (The International Press Freedom Award), присуждаемой Комитетом по защите журналистов (The Committee to Protect Journalists). Согласно пресс-релизу, размещенному на сайте комитета, одним из лауреатов стал азербайджанский журналист Эйнулла Фатуллаев, отбывающий тюремный срок. Фатуллаев - главный редактор русскоязычного журнала "Реальный Азербайджан" и газеты "Гюнделик Азербайджан" ("Ежедневный Азербайджан"), выпуск которых был приостановлен в 2006 году. Как указывается в пресс-релизе, репрессиям со стороны властей Фатуллаев подвергается с 2005 года. 
Причиной стала публикация Фатуллаева, посвященная убийству его друга, главного редактора журнала "Монитор" Эльмара Гусейнова. В статье журналист обвинил в причастности к преступлению представителей азербайджанских властей. В 2006 году он был приговорен к двум годам условно за оскорбление чести и достоинства главы МВД Азербайджана Рамиля Усубова. В апреле 2007 года был завершен второй процесс над Фатуллаевым, в результате которого он был приговорен к реальному сроку в два года за клевету и оскорбление. Дело было возбуждено в связи с другой его публикацией, посвященной конфликту в Нагорном Карабахе. В ноябре 2007 года Фатуллаев получил еще один срок в восемь с половиной лет. Суд признал его виновным в терроризме, неуплате налогов и разжигании национальной и религиозной вражды. Соответствующие обвинения были выдвинуты уже после того, как журналист начал отбывать первый срок. 

Другими лауреатами премии стали работающий в Agence France-Presse сомалиец Мустафа Хаджи Абдинур (Mustafa Haji Abdinur), главред независимого тунисского интернет-журнала Kalima Назиха Режиба (Naziha Rejiba) и колумнист The Sunday Times ланкиец Дж. С. Тиссайнаягам, также отбывающий тюремный срок. Международная премия свободы прессы с 1991 года ежегодно вручается сотрудникам СМИ, подвергающимся опасности при исполнении служебных обязанностей. В 2007 году ее удостоился главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов. В 2003 году лауреатом стал главный редактор газеты "Грозненский рабочий", ныне корреспондент "Коммерсанта" Муса Мурадов, в 1995 году - Евгений Киселев.

Две региональные газеты выиграли суд против РФ в Страсбурге

Журналисты двух российских газет выиграли суд против России в Европейском суде по правам человека. 

Первый иск выиграла шеф-редактор екатеринбуржской газеты "Д.С.П." Яна Порубова, а второй - основатели приморской газеты "Арсеньевские вести" Татьяна Романенко, Ирина Гребнева и Владимир Трубицын. В обоих случаях российские власти были признаны виновными в нарушении свободы слова. 

Поводом для обоих исков послужило несправедливое, по мнению журналистов, судебное преследование. Российские власти признали "Д.С.П." и "Арсеньевские вести" виновными в клевете на чиновников. 

Порубову в России приговорили к исправительным работам из-за опубликованной в 2001 году статьи о том, что некие свердловские чиновники нарушали должностные полномочия, а также являлись гомосексуалистами. Хотя журналистка попала под амнистию, в 2003 году она все равно обжаловала приговор в Европейском суде. Что касается основателей "Арсеньевских вестей", то они были оштрафованы за осуществленную в 2002 году публикацию материалов о неэффективности работы приморских властей. Романенко, Гребнева и Трубицын обратились в Страсбург в 2003 году. 

Рассмотрев дела истцов, Европейский суд признал, что российские власти преследовали их неправомерно. Было установлено, что действия журналистов не давали достаточно оснований для ограничения свободы слова. В частности, страсбургские судьи решили, что Порубова заявляла о гомосексуализме чиновников не для того, чтобы вмешаться в их личную жизнь, а для того, чтобы указать читателям на подарки, которые один из государственных служащих за бюджетный счет делал своему другу. 

Суд обязал РФ выплатить каждому из основателей "Арсеньевских вестей" компенсацию за материальный ущерб в размере 860 евро и по 1000 евро за моральный вред. Порубовой денежной компенсации не присудили, поскольку в ее иске не содержалось подробного обоснования необходимости выплаты. 

Суд отказался банкротить РБК

Московский арбитражный суд прекратил производство по иску Райффайзенбанка, потребовавшего признать телекоммуникационную компанию РБК банкротом. 

Мотивировка решения суда, а также дата его принятия неизвестны. Райффайзенбанк, "дочка" австрийской банковской группы Raiffeisen, подал иск к компании. Ранее сообщалось, что в Райффайзенбанке готовы отозвать иск в случае достижения решения, устраивающего обе стороны. 

Решение Мосарбитража позволит группе "Онэксим" Михаила Прохорова, претендующей на контроль над РБК, продолжить переговоры с кредиторами компании о реструктуризации ее долга. "Онэксим", в частности, предложил конвертировать одну половину задолженности РБК, сумма которой составляет 207 миллионов долларов, в пятилетние облигации, а вторую – в восьмилетние. В случае если кредиторы не пожелают дожидаться погашения бумаг, им было предложено получить половину второго выпуска облигаций деньгами, а остальную сумму списать. Ранее отмечалось, что один из кредиторов РБК – Barclays Bank данную схему одобрил; готовность поддержать ее выразил и другой кредитор – инвесткомпания "Тройка Диалог".  "Онэксим" планирует подписать договор с кредиторами в ноябре, однако представитель группы Прохорова эту информацию не подтвердил, сославшись на большой объем работ, предшествующих подписанию документов. 

Компания РБК оказалась в сложной финансовой ситуации в связи с кризисом. Из-за невозможности расплатиться по кредитам компания начала поиск нового инвестора. Группа "Онэксим" рассчитывает заплатить за контрольный пакет ее акций 80 миллионов долларов. РБК владеет рядом медийных активов, в число которых входят информагентство РБК, газета "РБК daily" и телеканал "РБК ТВ". 

Псковский журналист оспорил предание анафеме в суде

Псковский журналист Олег Дементьев подал иск к Псковской епархии РПЦ о защите чести и достоинства, в котором потребовал опубликовать опровержение о предании его анафеме. Об этом сообщает "Псковская лента новостей" со ссылкой на самого истца. 

Иск был подан Дементьевым 24 ноября в Псковский городской суд, текст заявления размещен на портале Credo.ru. В нем журналист утверждает, что церковь превысила свои полномочия, так как он не крещен и предание его анафеме невозможно. 

Кроме того, отметил Дементьев, в сообщении, в котором говорилось о наложении анафемы, епархия перепутала название суда, ранее признавшего журналиста виновным в клевете. По его словам, решение принял Псковский городской суд, в то время как епархия указала несуществующий Арбитражный псковский городской суд. Журналист также сообщил, что материалы дела находятся в Верховном Суде РФ и Европейском суде по правам человека, в связи с чем считать решение горсуда окончательным неправомерно. По его мнению, своими действиями епархия нанесла ему моральный ущерб, который Дементьев оценил в полтора миллиона рублей: по 500 тысяч с Псковского епархиального управления, его информационной службы и митрополита Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина). 

О предании Дементьева анафеме Псковская епархия сообщила на своем сайте 17 августа 2009 года. Этому предшествовало решение Псковского горсуда, который по иску епархии признал распространенные журналистом сведения о монахинях и настоятельнице Спасо-Елеазаровского монастыря несоответствующими действительности.

Суд оштрафовал грозивших самосожжением сотрудников "Первого канала"

Головинский районный суд Москвы удовлетворил иск телецентра "Останкино" к журналистам Олегу Пташкину и Эльхану Мирзоеву, которые 18 марта 2009 года в знак протеста против увольнения с "Первого канала" забаррикадировались в здании телецентра и угрожали самосожжением. Об этом сообщает ИА REGNUM со ссылкой на пресс-службу "Останкино".  

По версии телецентра, сложившаяся ситуация вынудила его руководство ввести режим чрезвычайной ситуации, "приравнивающийся к угрозе террористического акта". Как отмечает пресс-служба, здание было частично эвакуировано, были задействованы дополнительные силы внутренней безопасности. 

Суд счел претензии истца о понесенных в результате спецоперации убытках обоснованными и обязал журналистов выплатить телецентру в счет их возмещения неназванную сумму. По данным источника LifeNews, Пташкин и Мирзоев должны выплатить телецентру 115 тысяч рублей. 

Сами журналисты сочли решение "абсолютно незаконным" и выразили намерение обжаловать его во всех инстанциях, вплоть до Верховного Суда, пишет Infox. По словам Мирзоева, истцы откровенно наврали, заявив, что на место происшествия выехали 125 милиционеров, а сама операция заняла пять часов. На самом деле, утверждает он, в здании было не более десяти сотрудников правоохранительных органов, а все противостояние заняло от силы час. 

Увольнение, которое стало причиной акции Пташкина и Мирзоева, произошло 2 марта 2009 года. Журналисты посчитали, что оно было проведено с нарушениями. Забаррикадировавшись в "Останкино", они потребовали, чтобы их восстановили в должностях, а затем снова уволили, но уже с соблюдением всех формальностей. 18 мая Останкинский райсуд Москвы признал увольнение Пташкина незаконным и обязал "Первый канал" восстановить его в должности.

Уволенный журналист отсудил у британского таблоида 800 тысяч фунтов стерлингов

Спортивный корреспондент Мэтт Дрисколл (Matt Driscoll), уволенный в 2007 году из британского таблоида News of the World, сумел отсудить у бывшего работодателя почти 800 тысяч фунтов стерлингов. Об этом сообщает другое британское издание The Guardian. 

По данным газеты, суд посчитал, что причиной увольнения Дрисколла стали не его профессиональные качества, а личная неприязнь со стороны бывшего главного редактора таблоида Энди Коулсона (Andy Coulson). К тому моменту, как журналист был уволен, Коулсон уже успел покинуть газету из-за скандала с прослушиванием одним из сотрудников издания телефонных разговоров членов королевской семьи. Тем не менее, в суде сочли, что после ухода главреда политику запугивания Дрисколла продолжили другие руководители News of the World. Как утверждает сам журналист, причиной неприязненного отношения со стороны Коулсона стал отказ Дрисколла в 2005 году написать статью о футбольном клубе "Арсенал" на основании сомнительных данных от источника. 

Как рассказал Дрисколл суду, после этого случая он неоднократно получал намеки от главреда и других руководителей газеты о том, что его могут уволить. В июле 2006 году у журналиста развилась сильная депрессия, и он взял больничный, однако, по его словам, сотрудники издания стали писать и звонить ему домой с требованием обратиться не к семейному, а к корпоративному врачу. 

Польский журнал оштрафовали за оскорбление беременной женщины

Польский суд оштрафовал католический еженедельник Gosc Niedzielny за то, что издание сравнило аборт с преступлениями нацистов. 

Судья Ева Солецкая (Ewa Solecka) обязала журнал выплатить 30 тысяч злотых (около 11 тысяч долларов США) Алисии Тысенц (Alicja Tysiąc)  женщине, которая пожелала сделать аборт. Она была упомянута в публикации - ее католики назвали убийцей. Кроме того, Gosc Niedzielny обязан принести госпоже Тысенц письменные извинения. Суд пояснил, что католики имеют право высказывать свое отрицательное отношение к абортам и даже называть их убийством. Однако никто не дает им право публично обвинять сторонников абортов в преступлениях. Польское законодательство в вопросе абортов является одним из самых консервативных в Европе. Аборты по собственному желанию запрещены. На сроке до 12 недель прерывание беременности возможно только в случае изнасилования, инцеста или тяжелой аномалии плода. На более поздних сроках единственным показанием к аборту является угроза жизни матери. 

Шварценеггер подписал закон о защите от папарацци

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер подписал законопроект, ограждающий знаменитостей от назойливых репортеров.

 Новый закон направлен не только против самих папарацци, но и против тех, кто покупает их продукцию. В соответствии с новым законом, за снимки "звезд" и их детей в "личной или семейной обстановке" папарацци будет грозить штраф до 50 тысяч долларов. Ожидается, что новое законодательство может вызвать серию судебных исков со стороны знаменитостей. 

Сам Шварценеггер уже в бытность губернатором подвергался "нападениям" папарацци, страдали от назойливости репортеров и родственники политика-киноактера. Недавно репортерам удалось заснять супругу Шварценеггера Марию Шрайвер в момент, когда та говорила по телефону за рулем автомобиля, то есть нарушала один из утвержденных мужем законов. 

Мадонна засудила британский еженедельник за публикацию ее свадебных фотографий

Поп-певица Мадонна отсудила компенсацию у британской газеты Mail on Sunday, опубликовавшей в 2008 году несколько снимков, которые были сделаны на свадьбе исполнительницы и режиссера Гая Ричи. 

Сумма компенсации, однако, не разглашается. Мадонна подала в суд на еженедельник Mail on Sunday, который издает крупная медиакомпания Associated Newspapers, после того, как газета без соответствующего разрешения разместила в одном из своих выпусков 11 свадебных фотографий певицы и ее теперь уже бывшего супруга Ричи. Церемония бракосочетания Мадонны и Гая Ричи состоялась в Шотландии в декабре 2000 года. Журналистов на торжество не допустили, а снимки, сделанные во время праздника, запретили распространять. Однако неназванный дизайнер интерьеров, который работал в доме пары в Беверли-Хиллс, смог сначала скопировать, а затем продать более десятка свадебных фотографий Мадонны и Ричи за пять тысяч фунтов. Снимки появились в выпуске Mail on Sunday, воскресном приложении к The Daily Mail. Мадонна обратилась иском в Высший суд Лондона и смогла выиграть дело. Все деньги, которые Мадонна получит в качестве компенсации за вторжение в частную жизнь, исполнительница перечислит в возглавляемый ею благотворительный фонд "Возрождение Малави". 

Рубрика подготовлена по материалам зарубежной прессы

